Прежде чем отправляться в магазин, определитесь как и где вы будете кататься – только по городу, в парках, по пересеченной местности (например на даче), а может вы планируете совершать небольшие (или дальние) велопоходы? Вся эта информация потребуется вам, чтобы выбрать наиболее подходящую модель.
Рама – главная деталь, определяет класс велосипеда и его предназначение. Начинать выбор следует именно с нее, так как большинство остальных элементов можно впоследствии поменять на новые и "продвинутые”. Сейчас основная масса рам среднего класса изготавливаются из алюминия. Более легкие, технологичные и, соответственно, дорогие – из титана и карбона (углеволокна). Но гнаться за самой спортивной моделью не стоит, так как вместе с плюсами вы получите и ряд негативных моментов. Например, на такую раму нельзя будет прикрепить велосидение для ребенка – ее прочность просто не рассчитана на подобные нагрузки. Кстати, легкость является желанной не всегда, так, туристические рамы выполняют из легированной стали – они выдержат вес необходимого в походе снаряжения. Кроме материала необходимо определиться и с типом велосипеда – например, существуют специальные спортивные, экстремальных видов катания. Важным параметром является размер рамы, напрямую зависящий от вашего роста. Чтобы узнать, подходит вам высота или нет, встаньте таким образом, чтобы рама проходила у вас между ног – расстояние до нее до тела должно быть не менее 5-7 см. Учитывайте, что, сидя в седле, ногами вы должны доставать до земли, а в крайнем нижнем положении педали нога не должна выпрямляться полностью.
Руль – по конструктивному исполнению может быть спортивный - прямой или с подъемом. На руль крепятся манетки (переключатели передач) и тормозные ручки. Существует два типа переключения передачи – небольшими рычажками, расположенными под пальцами или поворотные (как у мотоцикла). Оба варианта очень распространены и прекрасно работают, так что выбор того или иного способа - вопрос ваших личных предпочтений.
Амортизаторы – необходимы для сглаживания колебаний от неровностей дороги, по сравнению со "старинными” моделями делают катание намного приятней. В зависимости от системы амортизации различают велосипеды двух типов – двухподвес и хардтейл. Первые имеют амортизацию как переднего, так и заднего колеса, вторые – только переднего. Если сравнивать двухподвес и хардтейл одного класса качества, первый будет дороже – так что если вы не собираетесь постоянно ездить по бездорожью, вполне достаточно велосипеда только с передним амортизатором.
Седло – по большей части спортивные модели велосипедов комплектуют узкими спортивными седлами. Минусом узкого сидения является дискомфорт при длительном катании, а плюсом – возможность выполнять различны трюки. При необходимости седло легко можно заменить на более комфортное.
Тормоза – ставятся на переднее и заднее колесо. Различают механические и гидравлические тормоза – первые имеют управление с помощью тросика, вторые вместо тросиков используют специальные гидролинии, они лучше всего подходят для экстемальных стилей катания. Наиболее оптимальны для новичков-любителей механические тормоза системы V-brake.
Конечно, несведущему человеку достаточно сложно разобраться в конструкции, да еще сделать вывод, насколько хороша та или иная модель. Поэтому в том, что касается передних и задних переключателей, шестеренок и т.п. – ориентируйтесь на фирму производителя. Несомненные лидеры – компании Shimano и SRAM, их оборудование стоит практически на всех моделях хорошего качества. У каждой фирмы есть своя линейка оборудования. У Shimano каждый уровень имеет свое название и логотип: Tourney и ALTUS – начальный уровень, ACERA и ALIVIО – более "продвинутые” и качественные компоненты, Deore и Deore LX – высококачественное оборудование для любителей.
Необходимы так же, дополнительные принадлежности и аксессуары. Не обязательные, но очень нужные: – велошлем для безопасности; перчатки; велокомпьютер (он позволит точно знать сколько вы катались, с какой скоростью, посчитает общий пробег); флягу для воды, которая крепится на раму; насос; сумочку для мелочей; задний фонарь, если вы собираетесь ездить в темное время суток.